ОДНА ИЗ САМЫХ ПРИЯТНЫХ ФОРМ ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА СО ВЗРОСЛЫМ.
Говорят – труд создал человека. Возможно… однако, «не хлебом единым сыт человек». Потому я считаю, что человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, журчание ручья, пение жаворонка в небе, шорох снежинок, плеск волны и таинственную тишину ночи, — услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту неповторимую музыку жизни. Умейте и Вы слушать эту музыку, умей наслаждаться ее красотой и научите этому своих детей.
Мир, окружающий нас, для детей полон загадок, надо помочь им не только внимательно видеть, но и внимательно слушать. В наше сложное время люди зачастую не умеют, не хотят, не приучены слушать, будь то собеседник или природа.
Очень часто звучат в наше время слова «русская душа», «феномен русской души». Но и не менее часто — «падение нравственности», «деградация общества». Замечательный человек, актер Е. Леонов говорил: «Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни. В том, что он постепенно теряет запасы доброты, виноваты и детский сад, и школа, и конечно семья, из которой ушли шутка, юмор, игра».
У дошкольников на обычных музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях формируются такие важные качества, как коллективизм, любовь к своему делу, бережное отношение к природе, духовная чуткость. Дети учатся сопереживать, упражняться в хороших поступках, сами не замечая этого. «Музыка для ребенка — мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит своей воспитательной функции». А главное — это самая приятная, прекрасная и доступная форма общения взрослого и ребенка.
Уважаемые родители, слушайте с детьми вокальную и инструментальную музыку. Постарайтесь увлечь ребенка, заразить теми чувствами, которые выразил композитор, беседуйте с малышом, помогите ему понять, осмыслить содержание, характер музыки. Классическая музыка имеет особое значение. Это важный мир — в нем человеческие души говорят непосредственно с душой автора на языке эмоций. Используйте аудио записи, что значительно обогащает восприятие музыки. По возможности сочетайте их с «живым» исполнением. Ходите с ребенком на концерты.
Помимо детской музыки очень важно слушать с дошкольниками классические произведения разных времен — музыку Вивальди, Баха, Моцарта, Шопена, Глинки и других зарубежных, русских и современных композиторов-классиков. Конечно, рассказывать о произведениях классической музыки не так легко. В первую очередь самому необходимо познакомиться с литературой о композиторе, продумать, как преподнести произведение детям. Самое важное — дать почувствовать настроения, переживания, выраженные в музыке, их смену, взаимозависимость. После прослушивания, посещения концерта, обязательно спросите ребенка:
«Что ты чувствовал, когда звучала музыка?»
«О чем тебе рассказывала музыка?»
При этом каждый раз беседу начинайте с определения характера произведения в целом и расширения определений, применяемых детьми. Например, прослушав романс Г. Свиридова к повести А. С. Пушкина «Метель», в исполнении симфонического оркестра, нужно обратить внимание как звучит скрипка! НО! Не надо много говорить о музыке! Во время слушания идет работа чувств, работа души!
Позвольте ребенку объединить — слушание музыки и игру на музыкальных инструментах. Тембровые особенности различных музыкальных инструментов придают звучанию образность. С их помощью у детей повышается интерес к музыкальным произведениям, заинтересованность — ведь они участвуют в ее воспроизведении, слышат красочное звучание в собственной оркестровке. И еще: так углубляются их представления о вокальных возможностях музыкальных инструментов, развивается творческое применение их в самостоятельной деятельности.
Очень полезно варьировать приемы развития музыкального восприятия. Так, оркестровку можно сочетать с передачей характера музыки в движении, инсценировкой песен (попробуйте сами принять участие в оркестровке, подыграйте на музыкальных, шумовых инструментах, а ребенок пусть инсценирует). В этом случае объединяются разделы — слушание музыки, игра на музыкальных инструментах и музыкально-ритмические движения. Это оживляет скучное прослушивание, способствует самостоятельности детей, развивает непосредственность, их творческую инициативу. Прием оркестровки целесообразен после неоднократного прослушивания, после того как вы ознакомились с характером, выделили изобразительные средства выразительности.
Следующий этап работы — знакомство детей с фрагментами из опер, балетов великих композиторов — Чайковского, Н. А. Римского-Корсаков.
А какие произведения помогут детям подвигаться, потанцевать?
Прекрасную симфоническую сказку «Петя и волк» С. Прокофьева для ознакомления с инструментами можно разыграть по ролям. Роли Птички, Пети, Волка, Утки, Кошки, Дедушки и Охотников нужно исполнять в виде пантомимы (можно сразу всей семьёй)— заговорила Птичка — помашем «крылышками», появляется Дедушка – руки по швам, повороты тела из стороны в сторону, имитирующие походку. Вот храбрец и озорник Петя – марш с помощью «барабанных палочек ударяющих в барабан» — по два пальца каждой руки. Закрякала Утка — руки к плечам — получились короткие крылья, мальчики прицелились пальцами, изобразив ружья, — это палят в сказке храбрые Охотники. Такая пантомима чрезвычайно занимательна как для детей, так и для взрослых, и опять возвращает их к пониманию музыки, сопереживанию с ней через движения.
Ну и, конечно - же, пьесы из «Детского альбома» П.Чайковского. Эти картинки и образы близки и понятны ребенку в любом возрасте.
Встреча с музыкой поражает воображение детей, сердца их становятся доверчивыми, открытыми. От нас с вами зависит сегодня, какими будут наши дети, что они унесут из детства.
(Переработка статей ИНТЕРНЕТА)
Уважаемые родители, буду рада услышать отклик и вопросы , интересующие вас.Галина Михайловна.
ОтветитьУдалить