среда, 5 марта 2014 г.

Я очень люблю фольклорные праздники. Об одном " Старинный русский праздник на Урале" я рассказывала. А что же такое "РУССКИЕ ПОСИДЕЛКИ"?


Русская народная " Светит месяц"



Весна и лето русского народа были горячей порой – нужно было вырастить урожай. Осенью же тяжёлая работа сменялась отдыхом. Поэтому с начала осени и всю зиму молодёжь собиралась на посиделки, беседы, вечёрки. Владимир Даль описывал это занятие как «сбор крестьянской молодёжи по осенним и зимним ночам, под видом рукоделья, пряжи, а более для россказней, забав и песен». Такая форма общения молодёжи была распространена практически по всей России и в разной местности назывались по-разному. Появилось огромное количество названий, связанных с глаголом сидеть: писидки, посиды, посиделки, поседки, посидёнки, посидухи, сединки, седелки, заседки. Названия вечорка, вечерка, вечоры, вечерницы, вечеринки, вечереньки, вечерины дают временную характеристику: молодые люди днём находились дома и только вечером собирались вместе. Слова беседки, беседы, бесёда в народной культуре отражает характер времяпрепровождения молодёжи. А от глагола "прясть", обозначающего деятельность, произошло название супрядки. В некоторых местах посиделки называют кельями, (по названию помещения, в котором собиралась молодёжь).
 Ефим Честняков " Посиделки"


Что же заставляло молодёжь собираться вместе? Это и желание общаться, развлекаться, и обмен опытом, а самое главное – возможность выбрать и показать себя перед будущим женихом и невестой.

Сроки посиделок молодёжи в значительной мере зависела от климата: на Севере во многих районах они начинались с конца сентября или начала октября. В Сибири, даже в южной её части, супрядки начинались уже с середины сентября. В некоторых самых северных районах вечерки устраивались круглый год. В средней полосе посиделки начинались после окончания осенних работ. «Как вот только картошку вырали – у нас поседки».
Можно выделить два типа посиделок: будничные (рабочие) и праздничные. На рабочих посиделках девушки пряли, вязали, шили, рассказывали сказки и бывальщины, пели протяжные песни. На них допускались и парни, но они вели себя скромно. Гоголь писал о них: «Зимой собираются бабы в чью-нибудь (избу) вместе прясть». Праздничные посиделки отличались от будничных: они были более многолюдными, и на праздничных посиделках почти никогда не работали, а пели, плясали и играли в разные игры. И ещё часто устраивалось угощение.
 Ефим Честняков
Сидение по баням известно на Брянщине, в Калужской, в Иркутской губерниях, в некоторых сёлах Поморья. Вот как пожилая крестьянка описывала такие сборища: «Девки собираюца по баням с куделей: истопят баню, а если в одной тесно, то и другую истопят, ну и чешут, песни поют. Другой раз ребята соберуца, шутят. Как девки урок, сколь им зададут, кончают – играют. Сделают складчину, чево-нибудь поись послаще, самовар поставят, чай пьют». (Жиздринский уезд Калужской губернии)
Поскольку на некоторое время «откупленный дом» становился для девушек вторым домом, то они старались держать его в чистоте и сделать уютным: «каждую субботу мыли полы», «нарядим келью-то газетами, картинками, вымоем чисто», «избу наряжали ветками, полотенцами, всякими рисунками».
Фольклорный ансамбль " Дербеневка" Москва.
Отопление и освещение избы, где проходят посиделки, так же как плату за наем помещения, принимают на себя все участники посиделок. Снимают помещение обычно на всю зиму и нередко расплачиваются за него трудом всех участников, например, уборкой урожая летом («помогали хозяйке картошку рыть»), прядением, дровами, продуктами: картошкой, чаем, хлебом, мукою, зерном и т.д. В ряде мест осенью девушки все вместе выжинали несколько полос ржи в пользу хозяина дома, в котором «сидели» предыдущую зиму. Жатва совершалась чаще всего в праздничный день после обеда. Нарядные девушки собирались гурьбой и отправлялись к полю, сопровождаемые парнями с гармошкой: по дороге пели, а иногда и плясали. За работу принимались «весело и ретиво»: молодёжь стремилась и отработки за беседы превратить в развлечение. Жаль только девушки, парни брались за серп разве что в шутку. Зато они затевали возню, беготню, развлекали жниц остротами. Работа подвигалась быстро, так как каждой девушке хотелось показать себя хорошей жницей. Приходили посмотреть на эту жатву и старики.

Ф. Сычков. Подружки



Будничные посиделки включали работу и развлечения. Работа составляла структурный стержень посиделок. «Девушки приходили первыми, собирались чуть станет смеркаться. Рассаживались по лавкам и принимались за работу». На посиделках пряли, вязали, плели кружева: «чай, мы все пряли», «кто вязёт, кто плетёт, кто прядёт», «вязали кружево, чулки, носки, варежки, кто чаво». Вязание и плетение кружев были работой побочной, основным являлось прядение. А к шитью и вышиванию обращались тогда, когда кончится лён. Чтобы спрясть скорее, некоторые «пущались на хитрости: котора своё прядёт, да ленива на работу, да, может, ещё богатенька, - те возьмут сожгут кудельку, ну а мы-то, которы в людях жили, не смели так делать». Иногда на посиделках работали и парни: кто лапоть плести, кто сеть вязать, кто сеть вязать, кто какую-либо зимнюю снасть к саням – ездить в леса. Обычно парни приходили на посиделки в то время, когда значительную часть дневной номы девушки уже успевали сделать. В отличие от девичьего коллектива парни не были «привязаны» к определённому месту. За вечер парни обходили несколько девичьих компаний и заходили даже в соседние селения. Но в избе на посиделках главенствующую роль играли девушки. Зависимое положение парней выражалось уже в том, что сидели они часто на полу, каждый перед той, которая ему нравилась. Сохранялся обычай садиться на колени к девушкам. Но опять же, девушка сама решала, разрешить сесть рядом, пусть на колени или нет. «Девки прядут на лавках, наш брат на полу сидит». «Придут ребята с гармошками. Они все на полу сядут, только гармонист садится на лавку».
Известный фольклорист П. И. Якушкин подробно описал посиделки недалеко от Новгорода. Девушки приходили на посиделки первыми, рассаживались по лавкам и начинали прясть. Парни подходили по одному, по два и группами; затем приветствовали:«Здравствуйте, красные девушки!» В ответ раздавалось приветливое: «Здравствуйте, молодцы хорошие!» Многие парни приносили свечи. Парень зажигал свечку и ставил той девушке, которая нравилась. Она говорила с поклоном: «Спасибо, добрый молодец», - не прерывая работы. А если в это время пели, делала лишь поклон, не прерывая и песню. Парень мог сесть около девушки; если же место было занято другим, то, поставив свечу, отходил в сторону или садился около другой. У многих прях горело по две свечи. Разговаривали вполголоса, временами пели. Под песню шла игра-пантомима, изображавшая действия, о которых рассказывала песня. Парень, ходивший около певиц с платочком, бросал его одной из них на колени («Он кидает, он бросает шелковый-то он платочек девке на колени…»). Девушка выходила на середину, заканчивалась песня поцелуем. Теперь платок бросала девушка одному из сидящих и т.д. Бросить платок сразу же парню или девушке, который (или которая) только что выбирал, считалось зазорным. Парни на посиделках высматривали невест: «и работяща, и красива, и за словом в карман не полезет».
У белорусов на таких посиделках не существует разницы между богатым и бедным парнем, красивым и безобразным. Все одинаково равны. Самый бедный и самый некрасивый может подсесть к красивой и богатой девушке, шутить с нею, независимо от того, симпатизирует ли она ему или нет. Девушка не должна оскорблять парня, она не может также не допустить парня подсесть к ней, в то время как в любой другой момент даже самые невинные шутки с девушками парням не разрешаются и могут вызвать неудовольствие, брань и побои.
В Калужской губернии, где любые посиделки устраивались лишь с ведома стариков, на праздничные сборища собирались только холостые парни и девушки, изредка – молодые вдовы. Женатые и замужние на них не бывали. Развлекались плясками, песнями, играми. Парни обычно угощали девушек орехами, подсолнухами и пряниками. Стиль общения был достаточно свободным (поцелуи, возня), но дальше дело не заходило.
В Орловской губернии зимние праздничные посиделки устраивались в просторной избе, по стенам которой расставляли лавки. На лавках рассаживалась взрослая молодёжь, подростки же располагались на полатях. Здесь было широко принято посещение посиделок молодыми вдовами и солдатками наравне с девушками. Старшие односельчане, как правило, не приходили. Играли в «соседи», «бисер», «таньку», карты. Во время этой игры парни потихоньку закладывали в рукава соседок «груздики» (мятные пряники) или«котелки» (крендели, запечённые в кипящем котле); девушки их ловко прятали и съедали дома – съесть при всех считалось неприличным.
Русский Север знал посиделки, организуемые парнями. Молодые люди делали складчину, чтобы купить свечи и дать небольшую плату за наем помещения у одинокой старухи или бедных односельчан. Далеко не всякий соглашался сдать избу. Здесь бытовало представление, что пустить к себе в дом вечеринку – это значит, впустить нечистую силу на три года. За девушками посылали малых ребят – зазывать («заколачивать», «оглашать»). Молодцов зазывать было непринято: они должны были «сами знать по духу». Непременной принадлежностью развлекательных посиделок здесь, как и почти повсеместно, была игра в«соседи». Нередко затевали «верёвочку»: все участники, взявшись за руки, водили хоровод сложными петлеобразными фигурами под различные песни. «Верёвочка»выкатывалась в сени, возвращалась в избу. Те, кто водил хоровод первым, постепенно отцеплялись от «верёвочки» и садились по стенкам. Спустя некоторое время снова включались в игру – «верёвочка» вилась и вилась, и песни сменяли одна другую.

И. Куликов. Пряхи


Этикет ухаживания на посиделках сводился к тому, что парни мешали девушкам работать: они распускали нити, путали их, иногда поджигали куделю, отбирали веретёна и прялки, прятали или даже ломали их. «Озоровали: куделю подожгут, прялку утащат, пряжу растащат»; «парни баловали: жгли мочки, а то иная девчонка – озорница, обзовёт парня как-нибудь. Ему фамилия Миней, то «Миней – пас свиней!» он у неё украдёт рушник – всю её работу», «ещё пряжу растянут по избе и кричат: «Чей телефон?»»; залезут на крышу и стекло на трубу паложут. Затопют дифчонки, дым и валит весь в избу».

Значительное место в составе нижегородских посиделок занимали игры и забавы, включающие хлестанье ремнём и обязательное целование. В рассказах о посиделках упоминаются игры: «в хлопушки», «в столбушку», «в жгуты», «первенчики-другенчики», «в промышки», «в кончик», «в римень», «заиньку», в «ворота», в «заиньку беленького», в «бояре», «в колечко», «в жмурки», «в захлопы», «голубки», «козу», «дерево», «виноградом», «в оленя» и др. При этом в перечне под разными названиями может оказаться одна и та же игра.
В посиделочной игре «в козку» парень обходил ряды девушек, сидящих на лавках, потом садился на стул, стоящий посередине избы, и, указывая на одну из девушек, говорил: «Козка!», та должна была подойти к нему и поцеловать его столько раз, сколько он скажет. Если девушка отказывалась выйти, её кто-либо из парней хлестал ремнём. Девушка оставалась на стуле, и право выбора теперь принадлежало ей.
В игре «Тонет» («тону») широко распространённой и на русском Севере, входящий подходил к парню или девушке, брал у них что-либо (обычно у парня шапку, у девушки платок), бросал на пол и кричал: «…тонет!» (называл имя владельца вещи). Все хором спрашивали: «Кто тебя вытащит?» Та или тот, кого называет владелец вещи, должен был поднять вещь и поцеловать его.
В Карелии была известна игра в «корольки». Девица спрашивает парня: «Король – служба, что мне делать нужно?» Он придумывает любое задание, а девушка должна его выполнить. «Скажет - поцеловать, так скажет – двенадцать или несколько раз поцеловать».
В некоторых играх финальному поцелую предшествовало некоторое испытание парня. Например, в игре «в виноград», девушка становилась на стул, а водящий парень должен был изловчиться и дотянуться до неё, чтобы поцеловать. В другом варианте парню помогали два водящих, которые подсаживали его повыше на руках. Начиналась игра вопросом водящего: «Кто винограда хочет? Кто виноград доставать будет?» Бывало, девок домой не пускают, пока «виноград» не соберут.
Также на посиделках были распространены танцы. Девушки «поют песни, мальцы играют на гармонике, под игру пляшут кадриль». Также плясали краковяк, лансье, польку, шестерку, вальс. «Соберутся в очередную избу, играют песни и веселятся до петухов».
Юлия Яковлева. Журнал «Родноверие» №1(7) 2013

http://www.perunica.ru/svoboda/7168-posidelki.html  

  Русские посиделки
Цели и задачи:
познакомить с историей и традициями русского народа;
научить понимать обряды и обычаи;
формировать интерес и уважение к традициям на Руси;
активизировать интерес к истокам и историям своего народа;
воспитывать нравственные качества личности.
Материал и оборудование:
русская изба: русская печь, столы, скамейки, прялка;
для украшения избы: рушники, полотенца, салфетки, коврики;
для "работы; шерсть, веретено, салфетка для "вышивания", сарафан для "шитья", пряжа, спицы для "вязания", глина, корзина для "плетения", деревянные ложки, матрешки, молоток, брусочки.
для чаепития: самовар, чайная посуда, пироги, баранки, мед, чай.
Ход мероприятия
Хозяюшка в русском костюме сидит в избе:
Светит, светит месяц
 Высоко, не низко.
 Где же гости дорогие
 Далеко ли? Близко?
 Красны девицы
 Да добры молодцы
 Поскорее наряжайтесь
 Да на посиделки собирайтесь!
Звучит русская народная мелодия, входят дети в русских народных костюмах:
ХОРОВОД: "
Дети: Здравствуй, хозяюшка.
Хозяюшка:
Здравствуйте, гости, дорогие.
 Давно вас поджидаю.
 Милости прошу, садитесь.
Дети рассаживаются на скамейках, а хозяюшка ведет рассказ:
- В старые времена был такой обычай у русских людей: как заканчивались полевые работы,- собирали урожай, а хлеб в закрома засыпали- коротали осенние да зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Как говорится в русской пословице "от скуки бери дело в руки". Вот и проводили время за любимым рукоделием. Кто за прялкой сидит, кто узор на полотенце вышивает, кто сарафан шьет. Одни из глины посуду лепят, другие из дерева ложки да плошки вытачивают. Весело было! То песню запоют, то шуткой перебросятся. Вот у них и работа спорилась. Давайте и мы с вами устроим посиделки, займемся любимым занятием.
Девочки садятся за прялку, "вышивать" салфетку, полотенце, "шить" сарафан. Мальчики - лепить из глины посуду, игрушки; "плести" корзину, "мастерить" или "обтачивать" ложки и матрешки.
Ребенок:
Огонек души не тухнет,
 Ничего нет в жизни вдруг,
 Вспомним радость русской кухни,
 Дедов искренний досуг.
Ребенок:
Отдых - это не безделье,
 Время игр, новостей,
 Начинаем посиделки
 Для друзей и для гостей.
Ребенок:
На завалинках, в светелке,
 Иль на бревнышках каких,
 Собирались посиделки
 Пожилых и молодых.
Ребенок:
При лучине ли сидели,
 Иль под светлый небосвод,
 Говорили, песни пели
 И водили хоровод.
Хозяюшка: Ну что ж, девицы - красавицы да добры молодцы, я вам предлагаю завести хоровод.
Хоровод "Во поле березонька стояла". Дети занимают свои места.
Мальчик:
Лихо пели и плясали.
 Но и мы не отстаем,
 Разбирай, ребята, ложки,
 Поиграем в шестером!
Мальчик:
Ложки, что не говори,
 Примечательные!
 А ребята - ложкари
 Замечательные!
Игра ложкарей под русскую народную мелодию.
Ребенок:
А горелки как? горелки!
 Ах, горелки хороши!
 Словом, посиделки,
 Были праздником души.
Игра "Гори, гори ясно!"
Игра "Ручеек"
Дети садятся на свои места.
Хозяюшка:
А какие же посиделки без частушек?
 Ну и удаль, ну и стать,
 Молодою снова б стать,
 Как певали мы частушки.
 Вы их знаете, подружки?
Девочка:
Как частушки нам не знать!
 Любим петь мы и плясать
 Выходите-ка, подружки,
 Пропоем мы вам частушки.
Частушки Мальчик:
Эй, девчонки - хохотушки,
 Запевайте-ка частушки,
 Запевайте поскорей,
 Чтоб порадовать гостей.
Девочка:
Станем, девицы, рядком,
 Да частушки пропоем.
Мальчики:
Да и мы, пожалуй, встанем,
 От подружек не отстанем!
Девочка:
Пропоем мы вам частушки,
 Замечательны таки,
 Что пойдут плясать старушки,
 Затанцуют старики!
Мальчик:
Кабы, кабы да кабы,
 На носу росли грибы,
 Сами бы варилися,
 Да и в рот катилися!
Мальчик:
На болоте, на снегу,
 Укусил комар блоху,
 Сидит заяц на березе,
 Умирает со смеху!
Мальчик:
Девочки - беляночки,
 Чем вы набелилися?
Девочка:
Мы вчера коров доили,
 Молоком облилися!
Девочка:
Не хотела я плясать,
 Стояла и стеснялася.
 А гармошка заиграла,
 Я не удержалася!
Мальчик:
Если б не было воды,
 Не было бы кружки,
 Если б не было девчат,
 Кто бы пел частушки?
Мальчик:
На окошке два цветочка,
 Голубой да аленький,
 Я мальчонка боевой,
 Хоть и ростом маленький.
Все
Мы частушки вам пропели,
 И садимся в решето,
 Чтобы всюду и кругом
 Было с нами хорошо!
Звучит русская народная песня, все дети танцуют. После танца рассаживаются за сервированные столы.
Хозяюшка вносит пирог и другие угощения:
- За самоваром на Руси собирались семьи, общались, обсуждали новости, решали семейные дела. Мне хочется, чтобы все, что вы сегодня узнали, осталось с вами навсегда, чтобы вы умели принять гостей, чтобы ваш дом был всегда радостным и уютным, а на сердце у каждого, вошедшего в него, было тепло от этого. Не забывайте о русских традициях. А сейчас я приглашаю вас на чаепитие.
Чаепитие.
ЕЩЁ  РУССКИЕ ПОСИДЕЛКИ ПОСИДЕЛКИ " ДЕЛУ - ВРЕМЯ, ПОТЕХЕ - ЧАС."

Конспект организованной образовательной деятельности

«Русской печки нет добрее»

(познавательное развитие)



Интеграция образовательных областей:

Образовательная область «Познание».
Цель: продолжать знакомить детей с бытом русского народа, с печью – главной частью избы.
Образовательная область «Коммуникация».
Цель: активизировать в речи слова: русская печь, печник, ухват, горшок, голландка, буржуйка, домовой.
Образовательная область «Социализация».
Цель: прививать интерес к культуре родного народа, народным традициям, обычаям гостеприимства, русскому фольклору, русским народным играм, вызвать атмосферу радости от общения с прошлым.
Образовательная область  «Безопасность».
Цель: закреплять правила безопасного поведения в обращении с печкой.
Образовательная область «Физическая культура».
Цель: развивать двигательную активность.
Образовательная область «Чтение художественной литературы».
Цель: вызвать желание самостоятельно исполнять знакомые инсценировки, обогащать словарь пословицами, поговорками, загадками, потешками.
Образовательная область «Музыка».
Цель: способствовать стремлению петь протяжно, чётко произносить слова.
Материалы и оборудование:  аудиозаписи с русской народной музыкой; «уголок русской избы» с предметами быта, деревенской утварью, половичками; имитация  русской печи; р. н. костюмы; кукла – домовёнок; маска козла; пироги на подносе.
Предварительная работа: знакомство с предметами быта, обычаями и традициями на других занятиях в « уголке русской избы»;  чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок, разгадывание  загадок;
слушание русской народной музыки; организация и проведение русских народных игр( «Заря –заряница», «Кострома» , «Капуста» и др.)

Ход  ( в «Уголке русской избы»):

Хозяйка хлопочет в избе возле печи. В зал под русскую народную музыку «Выйду на улицу» заходят дети с Ариной, одетые в русские народные костюмы.
Дети входят в избу, их встречает Хозяйка.
Хозяйка: Здравствуйте! Проходите, гости дорогие! Милости просим! Для дорогих гостей и двери настежь! (с поклоном)
Дети: Мира, счастья, здоровья вашему дому! (с поклоном)
Хозяйка:
Горница у меня небольшая,
Да красивая какая!
Тёплый дух идёт от печки,
А в углу сундук стоит.
Много он добра хранит!
Дети рассаживаются по лавкам возле печки.
Рассаживайтесь поудобнее.
В тесноте, да не в обиде.


Арина:                         Как уютно в вашей горнице:
                                  Спозаранку печка топится,
                                  Котик лапкой умывается,
                                  Вам, ребята, здесь нравится?
Дети:   отвечают, кивают головой.
Хозяйка:  Я рада вас видеть у себя в гостях и рада угостить!
Русский народ славится гостеприимством. Вот и я люблю пироги печь и всех угощать.
                                     
                                  Затопила жарко печку,
                                  Засветила ярко свечку,
                                  А  чуть зорька на порог-
                                  Я поставила пирог.
Хозяйка: Ребята, самое главное в деревенской избе – это печь.
Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно.
А знаете ли вы ,что русская печь существует около четырёх тысяч лет?
Человек, который умел класть печь,- печник- пользовался почётом и уважением. Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Русская печь
отапливала жильё,  в ней готовили пищу, выпекали хлеб, варили квас, сушили продукты и одежду, лечили больных, раньше даже мылись.
На печи можно было спать на лежанке. А  сколько сказок и разных историй рассказано ребятам на русской печке! Зимой в мороз даже кур под печкой держали. Печь была основой жизни, главным  оберегом  семьи, семейным очагом. Не зря в старину говорили: «Печь нам мать родная», «Без печи хата--не хата».

Хозяйка: Ребята, а какие загадки про печь знаете вы?
                             Дети говорят знакомые загадки про печь.
Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча.
Накормишь – живёт,
Напоишь – умрёт.
                                                                              Бабушка седа, бела,
                                                                              Зимой всем мила,
                                                                              А как лето наступает,
                                                                              Про бабушку забывают.
Толстая Федора
Наедается скоро
Но зато, когда сыта-
От  Федоры теплота.
Хозяйка:  К печке обращались ласково:
                                        
                                      Ой ты, печка – сударыня,
                                      Помоги нам, барыня,
                                      Ты свари, испеки, обогрей,
                                      Освети, полечи и спаси,
                                      В дом богатство неси.
Арина: А помнишь, Хозяюшка, какие песни пели девицы – красавицы возле печки за рукоделием?
Хозяйка: Как не помнить, помню. Раньше песни пели всегда: и когда веселились, и когда трудились. Ниточка прядётся, а песенка поётся.
Девочки имитируют работу за прялкой, запевают песню «Прялица»
Позолоченная прялица,
Мы прядём, а нитка тянется,
Мы прядём, а нитка тянется,
Нам работа наша нравится…
За печкой чихает домовёнок Кузя.
Арина: А кто же тут чихает?
Хозяйка:  Кузенька, это ты?
Кузя:  выходит из-за печки
                                       Я малютка домовой,
                                       Пригласи меня домой-
                                       Я порядок наведу,
                                       Не пущу я в дом беду.
                                       Я за печкою живу,
                                       С ребятишками дружу,
                                       Я хозяйке  помогаю
                                       И гостей я развлекаю.
Хозяйка: Домовёнок Кузя следит за порядком в нашем доме, оберегает его, защищает от всего плохого, видит всякую мелочь и много чего знает.
Кузя: Услышал  я, что вы ведёте речи.
О доброй и уютной нашей русской печи.
А в каких сказках встречается русская печь?
Дети: отвечают («Гуси – лебеди», «Колобок», «По щучьему велению»).
Кузя:  Ребята, а  вы знаете, что печки бывают разные? Кроме русской печки были голландки, буржуйки – они просто отапливали жильё.
А какие угощения дарит нам печь?
Дети: отвечают  (щи, каши, пироги, раньше выпекали хлеб и др.)
Кузя: Есть у меня для вас загадки. Кто отгадку скажет – пусть её покажет.

Загадки.

1.Стоит молодец по колена в золоте (горшок)
Хозяйка:  Горшок крепкий, закалённый, его смело можно в печь поставить.
Я в нём и кашу варю, и картошку(рассматривают)
А для того, чтобы поставить горшок в печь и не обжечься, мне потребуется ещё один предмет.
2.Кто в избе рогат? (ухват)
Хозяйка: Ухвачу я ухват за деревянную палку, подцеплю рогаткой горшок
и поставлю на огонь. Но, чтобы с ухватом да горшком управиться, нужны ловкость  да сноровка. Хотите попробовать, каково это - ухватом орудовать?
Дети пробуют поставить горшок  ухватом в печку.
3.Чёрный конь скачет в огонь (кочерга)
Хозяйка: И все эти предметы быта необходимы при русской печке.
Арина:  Много всего интересного узнали мы сегодня.
Дети:
Русской печки нет добрее:
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать в тепле уложит.
Кузя:  Вот и мне пора за печку.
       И сверчок поет где –то рядышком.
       Как тепло с тобой, печка – матушка!
Домовёнок уходит за печку.
Арина: А мы припасли для вас забавушек на всякий вкус.
         Кому – хоровод, кому – игру, кому – потешечку!
       Ух, жарко стало здесь .
       Пойдёмте на завалинку.
       У дома будем хороводы водить.
Арина:    Как у наших ворот
               Собирался народ.
               Собирался народ
               На весёлый хоровод!
Хозяйка:  Да и я ,пожалуй, встану
             От ребяток не отстану.
Хоровод  «Как под наши ворота» (Приложение 1)
Дети: А играть в русские народные игры будем?
Арина:       Улица  мала, да хоровод велик:
                  Хоровод велик, поиграть велит,
                  Поиграть велит да малым детушкам.
Русская народная песня – игра  «Кострома» (Приложение 2)
Хозяйка:  А у меня козёл – помощник живёт.
Он бородою трясёт, в гости к нам сюда идёт.
Под музыку входит Козёл, несёт дрова.
Хозяйка:  Козёл в лес ходил,
           В лесу дрова  рубил.
Дети: На что ему дрова?
Козёл: Ме –ме-ме, печь топить.
Дети: На что печь топить?
Козёл: Кашу варить
Дети: На что кашу варить?
Козёл: Ребят с Хозяюшкой кормить.
Исполняется инсценированная песня «Как у нас – то козёл» (Приложение 3)
Хозяйка:      Славно мы играли, пели,
                   Пироги уже поспели.
                   Пироги капустные
                   Очень даже вкусные.
«Не красна изба углами, а красна пирогами».
Хозяйка выносит на подносе пироги.
Берите, не стесняйтесь
Пирогами угощайтесь!

Дети:  Благодарствуем, Хозяюшка.

Арина: Спасибо, Хозяюшка,
За хлеб-соль да пироги  знатные.
За учение уму – разуму (с поклоном).

А нам пора с вашего двора.

Звучит русская народная мелодия. Дети выходят из зала.
Приложение 1.

«КАК   ПОД  НАШИ  ВОРОТА»

(русская народная песня – хоровод)


1.Как под наши ворота
  Подливалася вода.
  Ой, калина моя!
  Ой, малина моя!

2.Подливалася  вода,
  Расстилалася трава.
  Ой, калина моя!
  Ой, малина моя!

3.Расстилалася трава,
  Трава  шёлковая.
  Ой, калина моя!
  Ой, малина моя!

                                                                                                        Приложение 2.

«КОСТРОМА»

(русская народная песня – игра)


Девочка, изображающая Кострому, сидит на стуле в центре. Остальные дети ходят вокруг и поют. После каждого исполнения песни они останавливаются и спрашивают девочку. Во врем песни Кострома показывает (имитирует), как надо прясть, мотать клубочки, вязать и т.п.

Пение:              Кострома, Кострома!
                         Государыня моя, Кострома!
                         У Костромушки  кисель с молоком,
                         Ещё с прибылью блины с творогом.
Дети. Здорова, Кострома!
Кострома. Здоровенькая!
Дети. Что ты делаешь?
Кострома. Кудельку  пряду! (показывает)

Пение:

Дети. Здорова, Кострома!
Кострома. Здоровенькая!
Дети. Что ты делаешь?
Кострома. Клубочки мотаю! (показывает)

Пение:

Дети. Здорова, Кострома!
Кострома. Здоровенькая!
Дети. Что ты делаешь?
Кострома. Вязанье вяжу!  (показывает)

Пение:

Дети. Здорова, Кострома!
Кострома.  (грустно). Здоровенькая!
Дети. Что ты делаешь?
Кострома. Плачу, пальчики болят! (показывает)

Пение:

Дети. Здорова, Кострома!
Кострома. (тихо) .Здоровенькая!
Дети. Что ты делаешь?
Кострома. Вас ловлю!

Кострома бежит за детьми, стараясь кого-нибудь поймать.
Приложение 3.

«КАК  У  НАС – ТО  КОЗЁЛ»

(русская народная песня – инсценировка)

1.Как у нас – то  козёл
 Что за умный был:
 Сам и по воду ходил,
 Сам и кашу варил.

2. Как у нас – то  козёл
  Что за умный был:
  Сам и кашу варил,
 Ребят с хозяюшкой кормил.

Литература:

  1. Бойчук И.А.,Попушина Т.Н. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
  2. И.Г.Гаврилова.Истоки русской народной культуры в детском саду. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.
  3. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева, О.Н,Корепанова .Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений.–СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
  4. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и  младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
  5. Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками  по  государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений . – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
  6. О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2008.
Опубликовано 07.12.2012 09:02
Автор: Тяглова Марина Александровна
Автор: Юдина Нина Викторовна, музыкальный руководителяь, МБДОУ детский сад №1 с. Дмитрова Гора, Конаковского района, Тверской обл.
Сценарий «Посиделки в русской избе»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Зал оформлен под русскую избу. Вдоль стены стоят лавки, покрытые домоткаными половиками, посреди «избы» стоит стол с самоваром. Звучит русская народная мелодия. В горницу входит хозяйка.
Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые! Рада вас видеть в моей горнице. Здесь для вас, гостей дорогих будет праздник большой, праздник радостный! По обычаю по старинному посиделками называется. Пригласила я гостей со всех волостей. А вот и они…
В зал под музыку входит первая группа детей с воспитателем.
Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие! Будьте, как дома! У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.
Воспитатель 1: Гости-люди подневольные, где посадят, там и сидят (садятся на скамейку)
В зал входит вторая группа детей с воспитателем
Хозяйка: Проходите, гости дорогие! Гостю - почет, хозяину - честь!
Воспитатель 2:Туда голуби летают, где их привечают! (садятся на скамейку)
В зал входят дети третьей группы.
Хозяйка:Давно вас поджидаем праздник без вас не начинаем!
Ребенок: Дома сидеть - ничего не высидишь. Решили мы на людей посмотреть да себя показать! (садятся на лавочку).
Хозяйка: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно? Всем ли места хватило?
Воспитатель 1: Гостю-то, известное дело, хватило места, а не тесновато ли хозяевам?
Хозяйка:В тесноте да не в обиде! Ребята, посмотрите, в нашей горнице еще есть гости, давайте с ними поздороваемся (дети здороваются с гостями).
Мы гостей встречаем
Вкусным, румяным караваем
Дети встают в круг, поют русскую народную песню.
«Каравай» - русская народная песня
Хозяйка: Вот какой знатный получился каравай! Как полагается, по русскому обычаю, отведайте хлеба - соли, гости дорогие!
А теперь будем праздник продолжать!
Будем петь, шутить, играть!
Дети: Смех да веселье!
Хозяйка: Как у нашего соседа
Весела была беседа,
А у нас на весь двор
Еще лучше разговор:
- Утки
Дети : В дудки!
Хозяйка: Кошки
Дети: В ложки!
Хозяйка: Тараканы
Дети: В барабаны!
Хозяйка: Чайки
Дети: В балалайки!
Хозяйка: Кукушки
Дети: В колотушки!
Хозяйка: А веселые скворцы
Заиграли в бубенцы!
Играют, играют,
Всех потешают!
Ребенок: Инструменты возьмем в руки
И, чтоб не было здесь скуки,
Мы сыграем при народе:
«Во саду ли, в огороде»
«Во саду ли, в огороде»-русская народная песня
(исполняет детский ансамбль русских народных инструментов)
Хозяйка: Ди - ли-ли, ди -ли-ли,
А вы Дуню видели?
Ребенок: Заглянули в огород,
Лебеду там Дуня рвет!
Ребенок: Пошла Дуня в огород,
Во зеленый огород,
Сорвала лопушок
Да под самый корешок.
Сшила Дуня сарафан
И наряден, и не ткан!
Ребенок: Положила в уголок,
В берестяной коробок,
Где ни взялся таракан,
Проел Дунин сарафан!
«Во кузнице» русская народная песня
Хозяйка: Молодцы, позабавили меня, но и я в долгу не останусь!
Отгадайте-ка, ребятки,
Музыкальные загадки!
Морщинистый Тит
Всю деревню веселит!
Что это за Тит?
Дети: Гармошка
Хозяйка: А теперь немножко
Поиграем на гармошке.
(дети имитируют игру на гармошке)
Хозяйка: А вот моя вторая загадка:
Деревянная девчонка
Петь умеет звонко- звонко.
А ну-ка, угадай- ка, что это?
Дети: Балалайка.
(дети имитируют игру на балалайке)
Хозяйка: Слушайте третью загадку:
Какими инструментами можно щи хлебать?
Дети: Ложками!
Хозяйка: А теперь, ребятки, самая-самая трудная загадка, слушайте:
Срезали ветки острыми ножами,
Запела каждая семью голосами.
Что же за инструмент получился?
Дети: Дудочка.
Хозяйка: Заиграли дудки,
Дудки-самогудки !
(дети имитируют игру на дудочке)
Хозяйка:(достает дудочку)
Ой, ду- ду, ой, ду –ду,
Потерял пастух дуду.
А я дудочку нашла,
Пастушку отдала (отдает дудочку ребенку).
Мальчик: Как без дудки, вот беда,
Ходят ноги не туда,
А как дудочку почуют-
Сами ноженьки танцуют!
(мальчик пляшет под русскую народную мелодию).
Хозяйка: Что вы, гости, тут сидите?
Аль плясать вы не хотите?
В круг скорее становитесь,
Крепче за руки беритесь!
«На зеленом лугу»- русская народная песня
Хозяйка: Ребята, я слышу какой-то шум за дверью… Кто –то, видимо, опоздал на наши посиделки.
В зал вбегают две соседки, говорят, перебивая друг друга.
Соседки: Вы слыхали? Вы слыхали?
Хозяйка: Что слыхали? Ничего не пойму…
Вы, соседки, отдохните,
Да все толком расскажите.
Соседка 1: У Иванова двора
Загорелася вода.
Всем селом пожар тушили
А огонь не загасили.
Соседка 2: Пришел дедушка Фома,
Расседая борода,
Он народ погнал в овин,
Затушил пожар один.
Соседка 1:Как Фома тушил пожар,
Он об этом не сказал.
Только слышно стороной,
Что тушил он бородой!
Хозяйка: Проходите, соседушки, в нашу горницу. С нами посидите, отдохните.
(соседки проходят, садятся, продолжая тараторить)
Соседки: Вы слыхали? Вы слыхали? Неужели, ничего не слыхали?
Хозяйка: Вижу я, самое время в молчанку играть.
Раз- два - три- замри!
Игра «Молчанка»
Соседки: Вы слыхали? Вы слыхали? Неужели, ничего не слыхали?
Хозяйка: Ну что, тараторки ,игра-то ведь еще не закончилась, а вы заговорили? Придется вам выполнить какое-нибудь задание (думает)… Придумала!
Вам, девчоночки-болтушки,
Спеть придется нам частушки!
Соседки: Да для нас такое дело
Очень даже просто!
Эх! Душа помолодела
Лет на… девяносто!
Хозяйка: На девяносто??? Да это полная чепуха!
Соседки: Конечно, чепуха!
«Чепуха»-частушки- русская народная мелодия
Соседки: Вы послушайте, ребята,
Нескладуху будем петь.
На дубу свинья пасется,
В бане парится медведь!
Дети: Чепуха, чепуха,
Чистая чепуха!
Чипа- чипа, а - ха – ха-
В самом деле, чепуха!
Соседка 1: На заборе чепуха
Варила варенье.
Увидала паука-
Потеряла зренье!
Дети: Чепуха, чепуха…
Соседка 2: На столе лежит арбуз,
На арбузе - муха!
Муха злится на арбуз, Что не лезет в брюхо!
Дети: Чепуха, чепуха…
Соседка 1: На горе верблюд пасется
В белых вышитых штанах.
А за ним блоха несется
На высоких каблуках!
Дети: Чепуха, чепуха…
Соседки: Мы частушки вам пропели                 Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Что бы нам похлопали.
Хозяйка: Спасибо, соседушки, за частушки потешные!
Где песня льется,
Там легче живется!
Но в старину на посиделках не только пели да плясали, но еще и трудились. И в моей горнице работа найдется. Пока мы пели, мой котенька - коток все клубочки с нитками размотал. Нужно клубочки смотать, чтобы можно было вязать.
Ну – ка, девицы - рукодельницы, выходите,
Свое уменье покажите!
Игра «Намотай нитку в клубок»
Хозяйка: Хорошо потрудились наши девочки. Спасибо вам.
Раздается смех за дверью.
Хозяйка: Кто это так весело смеется? Пойду погляжу…
В зал вбегают девчонки - хохотушки.
Девчонки: Мы- веселые подружки.
Мы – подружки - хохотушки!
И на празднике на вашем
«Русскую кадриль» мы спляшем!
Хозяйка: Танцы мы очень любим.
Танец «Русская кадриль» - русская народная мелодия.
Хозяйка: Спасибо вам, девицы. Проходите в нашу горницу - гостями будете.
Воспитатель 1: Хозяюшка, засиделись мы что- то слишком.
Не сыграть ли нам в «Ловишки»?
Воспитатель 2: Может, лучше не в «Ловишки», а в «Горелки»?
Хозяйка: Ну что ж?
Давайте, ребята, в « Горелки» играть,
Веселой игрою гостей развлекать!
Игра «Гори, гори ясно» - русская народная мелодия
Воспитатель 1: Ох и здорово мы повеселились, поиграли, но надо и честь знать.
Все поют: Мы славно гуляли
На празднике нашем.
Нигде не видали
Мы праздника краше!
Так будьте здоровы,
Живите богато,
А мы уезжаем
До дому, до хаты!
Хозяйка: Ну что вы, гости дорогие, так торопитесь? Ведь не красна изба углами, а красна - пирогами! Видите
Самовар уже пыхтит,
Мне на ушко говорит:
«Пора к столу приглашать,
Гостей чаем угощать!»
Дети: Любим чай мы с пирогами,
С баранками да кренделями!
Хозяйка: Тогда проходите в другую горницу, садитесь за столы дубовые, скатерти узорчатые, да угощайтесь на здоровье! (дети уходят в группу на чаепитие.)

Комментариев нет:

Отправить комментарий