пятница, 25 апреля 2014 г.

РУССКИЕ ГУСЛИ.«Я всю жизнь только и стремился, как художник, понять, разгадать и выразить русский дух» В. М. Васнецов.








В. М. Васнецов Гусляры. 1899 г

Гусляры поют неторопливо,
Трогают перстами плавно струны,
Льётся их сказание красиво…
Слева сел на лавку парень юный,

А лицо как писано с иконы.
Он на гуслях трепетно играет,
И печально-ласковые звоны
Правою рукою извлекает.

Рядом с ним сидит старик с седою
Бородою, длинной, белоснежной.
Гусли трогая рукой худою,
Он поёт задумчиво и нежно.

Увлечён игрою тот, что справа,
Голову склонил, взмахнул рукою.
И поют они про лес и травы,
Про поля и небо над рекою.

Льётся песня о родном просторе,
О прекрасном и далёком прошлом,
О сегодняшней нужде и горе,
О грядущем – славном и хорошем.

Льётся песня и легко, и звонко
Про былые битвы и походы
И про сердцу милую сторонку,
И про детства памятные годы.

Лишь слегка касаются струн руки,
В дали неизвестные уводят,
И летят, не затихая, звуки,
Поднимаясь прямо к небосводу.

© Copyright: Иван Есаулков, 2012


Максим Фаюстов. Боян.2005г.
Гусляр

Веселись, люд честной, тяжки думы гони -
Гусли звонкие в этом помогут.
Есть еще на Руси песняры-гусляры,
А без них - камень к вые да в омут.

А коль плачешь ты - плачут и гусли с тобой -
Тосковать с песней русичу легче.
Не страши ты его ни тюрьмой, ни сумой,
А страши его жизнью без песни.

...Стар гусляр был и мудр, не по книгам учен -
Пути долгие все раскрывали.
Так и жил свою жизнь - шел и пел, пел и шел,
Окропляем снегами, дождями.

Был искусен в игре, и умел, как никто,
Извлекать чудны звуки перстами.
Не стучал, как когда-то, он робко в окно -
За версту узнавали, встречали.

Подносили вина гусляру полный ковш
И внимали ему, словно Богу.
И уж ночь за окном - только разве уснешь?
"Ну, довольно... ведь утром в дорогу."

Только начал искусный гусляр замечать -
Его гусли ему не послушны.
Звуки вроде не те принялИсь издавать...
Взбунтовались, ослушались гусли!

Был степенен гусляр, но как отрок вспылил:
"Ты о чем там звенишь, деревяшка?!
Приручая тебя, столько отдал я сил...
Чур меня! Наваждение... Страшно".

Он по гуслям стучал, он их слезно просил,
Чтобы слушались пальцев, как прежде.
Он такого во сне самом страшном не снил...
"Грешен я, и мои гусли грешны..."

Велика Мать Земля - хватит места упасть.
Но куда и когда? Как найти время-место?
Полетели волшебные гусельки в грязь
Со своей надоевшей, навязчивой песней.

Струны дерзкие, звякнув, сорвались на крик.
Тишина наконец-то свершилась...
На дороге пустой тихо плакал старик.
То не гусли - все разом разбилось...



Рябушкин Андрей Петрович. Гусляр поющий.


Гусляр. акварель. Историческая иллюстрация.

Золотые Гусли 

Я гусли беру золотые,
И песнь о свободе пою,
Чтоб слышали старцы седые,
И юноши песню мою.
Хочу я развеять струною,
Тяжелые сны о былом,
Чтоб песня, пропетая мною,
Дышала весенним теплом.
Пусть голос ее не смолкает,
Рождаясь на струнах тугих,
Октябрьскую новь прославляет
Певучее золото их.
И пусть эта вольная песня,
Владея душою певца,
Поднимется ввысь, к поднебесью,
Надеждою хлынет в сердца.
Знамена, что политы кровью,
Немеркнущим светом горят,
И песнь эту примет с любовью
Далекий товарищ и брат.
Над гуслями глаз не сомкну я,
И помня о горьких слезах,
Мне хочется радость живую
Зажечь и в сердцах и глазах.

Даниил Майоров 




Борис Ольшанский . Берендеи. 1997г.


Борис Ольшанский. Из темной глубины веков 2003г.


Юрий Сергеев. Слепой певец.


Разговор с Анакреоном
(отрывок)

***
Мне петь было о Трое,
О Кадме мне бы петь,
Да гусли мне в покое
Любовь велят звенеть.
Я гусли со струнами
Вчера переменил
И славными делами
Алкида возносил;
Да гусли поневоле
Любовь мне петь велят,
О вас, герои, боле,
Прощайте, не хотят.

***
Мне петь было о нежной,
Анакреон, любви;
Я чувствовал жар прежней
В согревшейся крови,
Я бегать стал перстами
По тоненьким струнам
И сладкими словами
Последовать стопам.
Мне струны поневоле
Звучат геройский шум.
Не возмущайте боле,
Любовны мысли, ум;
Хоть нежности сердечной
В любви я не лишен,
Героев славой вечной
Я больше восхищен.

Михаил Ломоносов 

Анакреон- древнегреческий поэт.
Алкид -первоначальное имя Геракла,по имени его деда.(греческая мифология)


Анна Виноградова. Гусляр.2008 г.


Виктор Корольков. Садко.


Ефим Честняков. Слушают гусли.


Андрей Клименко Гусли-самогуды.






Комментариев нет:

Отправить комментарий