Вальс из к/ф " Война и мир"
Сергею Прокофьеву было пять лет, когда он стал сочинять музыку. Сначала учительницей его была мать, потом ему давал уроки композитор Р. М. Глиэр. В тринадцать лет он был готов уже к поступлению в консерваторию на композиторский факультет. «Вступительный экзамен. —- вспоминает Прокофьев, —- прошел довольно эффектно. Я вошел, сгибаясь под тяжестью двух папок, в которых лежали четыре оперы, две сонаты, симфония и довольно много фортепьянных пьес». «Это мне нравится!» — сказалРимский-Корсаков, который вел экзамен.
«Петя и волк» - это своеобразный мост, перекинутый Прокофьевым из мира сказок в действительную жизнь современных наших ребят. Петя - уже не сказочный герой, а обыкновенный советский пионер. И дедушка его - обыкновенный, строгий и очень добрый старичок. И охотники - тоже обыкновенные охотники. А вот звери - умеющие «по-человечьи» думать, разговаривать и действовать - это мир сказочный, но великолепно сочетающийся с миром живых людей. И поэтому, если к «Пете и волку», с одной стороны, примыкают все «сказочные» произведения Прокофьева для детей и о детях, то с другой стороны, эта симфоническая сказка ведет нас к другим произведениям детской области прокофьевского творчества - основанным на жизненных, реальных сюжетах, почерпнутых из жизни советских ребят.
Альбом пьес для молодых пианистов, озаглавленный Прокофьевым очень просто - «Детская музыка».
Двенадцать пьес, составивших «Детскую музыку», - очень разнообразны по сюжетам, по характеру музыки, увлекательны по своим образам, занимательны своей необычной, по-прокофьевски свежей мелодикой, гармонией и ритмом.
Все эти чудесные качества сборника мы обнаруживаем уже в первой пьесе - «Утро». Между аккордами, звучащими то в высоком, то в низком регистрах, свободно и легко дышится светлой, простой, какой-то по-особому свежей «утренней» мелодии. Солнце еще не взошло, но его первые, прозрачные лучи мягко освещают природу. А в глубоких басах слышны словно остатки уходящей ночи - там все еще в тени, туда еще не дошли первые предвозвестники наступающего дня.
Прокофьев часто и охотно обращался к сказочным
сюжетам, любимым и близким детворе. Еще в юные годы сочинил он музыку на текст
знаменитой сказки Андерсена «Гадкий утенок»,
а в зрелые годы положил сказочные
сюжеты в основу своих чудесных балетов «Золушка»
и «Сказ о каменном цветке». Среди «сказочных» сочинений Прокофьева мы встретим и поэтичнейшие фортепианные
пьесы «Сказки старой бабушки», и озорной балет «Сказка про шута, семерых шутов
перешутившего».
А рядом с этим русско-сказочным балетом стоит пронизанная таким
же острым юмором опера на сюжет итальянской сказки Карло Гоцци «Любовь к трем
апельсинам». Сюда же примыкает и любимая ребятами во всем мире симфоническая
сказка «Петя и волк»,
слушая которую, ребята не только получают большое
удовольствие, но и наглядно знакомятся с основными инструментами симфонического
оркестра.
«Петя и волк» - это своеобразный мост, перекинутый Прокофьевым из мира сказок в действительную жизнь современных наших ребят. Петя - уже не сказочный герой, а обыкновенный советский пионер. И дедушка его - обыкновенный, строгий и очень добрый старичок. И охотники - тоже обыкновенные охотники. А вот звери - умеющие «по-человечьи» думать, разговаривать и действовать - это мир сказочный, но великолепно сочетающийся с миром живых людей. И поэтому, если к «Пете и волку», с одной стороны, примыкают все «сказочные» произведения Прокофьева для детей и о детях, то с другой стороны, эта симфоническая сказка ведет нас к другим произведениям детской области прокофьевского творчества - основанным на жизненных, реальных сюжетах, почерпнутых из жизни советских ребят.
Альбом пьес для молодых пианистов, озаглавленный Прокофьевым очень просто - «Детская музыка».
Двенадцать пьес, составивших «Детскую музыку», - очень разнообразны по сюжетам, по характеру музыки, увлекательны по своим образам, занимательны своей необычной, по-прокофьевски свежей мелодикой, гармонией и ритмом.
Все эти чудесные качества сборника мы обнаруживаем уже в первой пьесе - «Утро». Между аккордами, звучащими то в высоком, то в низком регистрах, свободно и легко дышится светлой, простой, какой-то по-особому свежей «утренней» мелодии. Солнце еще не взошло, но его первые, прозрачные лучи мягко освещают природу. А в глубоких басах слышны словно остатки уходящей ночи - там все еще в тени, туда еще не дошли первые предвозвестники наступающего дня.
Но вот исчезли последние тени.
«Прогулка» приносит с
собой утреннюю бодрость и радость. Все кругом посветлело и повеселело. Так и
слышится подпрыгивающая ребячья походка и незатейливая утренняя песенка.
Потом Прокофьев ведет нас в излюбленную им область сказочности. Тихая, нежная и очень русская по мелодике и характеру «Сказочка» принадлежит к лучшим пьесам сборника.
А за «Сказочкой» - «Тарантелла» - итальянский танец со стремительным движением, с острыми акцентами, с неожиданными сменами тональностей. Все здесь весело и красочно, как на карнавале!
«Раскаяние» - самая серьезная из всех двенадцати пьес. Как хорошо передает она чувства ребенка, быть может, впервые в жизни задумавшегося над какими-то очень важными вопросами и впервые в жизни сурово отнесшегося к своим поступкам.
Дальше прелестный «Вальс», заставляющий вспомнить лучшие страницы прокофьевских балетов. А за «Вальсом» - изящное и, одновременно, очень забавное«Шествие кузнечиков», прытких проказников на длинных, непонятно изогнутых ножках.
Следующая пьеса - «Дождь и радуга». Сперва музыка рисует унылое, грустное настроение - нельзя из-за дождя на улицу выйти! А потом причудливые узоры мелодии вдруг осветили этот скучный пейзаж своими радужными бликами.
Дальше - безудержно-шаловливая беготня - «Пятнашки», веселый «Марш» и, наконец, последние две пьесы, словно завершающие прошедший день. Музыка «Вечера» совсем не похожа на музыку «Утра», но отчетливо с ней перекликается. Там - первые солнечные лучи разгоняли ночные тени, здесь - вечерние сумерки приходят на смену последним, уходящим лучам вечернего солнца.
А в заключение - «Ходит месяц над лугами», миниатюрные вариации на мелодию, звучащую совсем как русская народная песня. Это чудесная картинка природы, спокойной и поэтичной, тихо спящей, чуть освещенной холодным блеском плывущего по ночному небу месяца...
Каждая из этих пьес не только доставит удовольствие юным пианистам, но и принесет им большую пользу, разовьет их творческую фантазию, продвинет пианистическую технику.
Самое же главное, что привлекает всегда в этой музыке и тех, кто ее играет, и тех, кто ее слушает, - это тот от солнца идущий свет, которым светится все творчество Прокофьева. Я уверен, что, попав под живительные лучи этого света, юные музыканты сразу полюбят музыку Сергея Прокофьева, замечательного композитора, чье искусство несет с собой радость всем, кто с ним соприкасается, - и взрослым, и юношеству, и детям.
Потом Прокофьев ведет нас в излюбленную им область сказочности. Тихая, нежная и очень русская по мелодике и характеру «Сказочка» принадлежит к лучшим пьесам сборника.
А за «Сказочкой» - «Тарантелла» - итальянский танец со стремительным движением, с острыми акцентами, с неожиданными сменами тональностей. Все здесь весело и красочно, как на карнавале!
«Раскаяние» - самая серьезная из всех двенадцати пьес. Как хорошо передает она чувства ребенка, быть может, впервые в жизни задумавшегося над какими-то очень важными вопросами и впервые в жизни сурово отнесшегося к своим поступкам.
Дальше прелестный «Вальс», заставляющий вспомнить лучшие страницы прокофьевских балетов. А за «Вальсом» - изящное и, одновременно, очень забавное«Шествие кузнечиков», прытких проказников на длинных, непонятно изогнутых ножках.
Следующая пьеса - «Дождь и радуга». Сперва музыка рисует унылое, грустное настроение - нельзя из-за дождя на улицу выйти! А потом причудливые узоры мелодии вдруг осветили этот скучный пейзаж своими радужными бликами.
Дальше - безудержно-шаловливая беготня - «Пятнашки», веселый «Марш» и, наконец, последние две пьесы, словно завершающие прошедший день. Музыка «Вечера» совсем не похожа на музыку «Утра», но отчетливо с ней перекликается. Там - первые солнечные лучи разгоняли ночные тени, здесь - вечерние сумерки приходят на смену последним, уходящим лучам вечернего солнца.
А в заключение - «Ходит месяц над лугами», миниатюрные вариации на мелодию, звучащую совсем как русская народная песня. Это чудесная картинка природы, спокойной и поэтичной, тихо спящей, чуть освещенной холодным блеском плывущего по ночному небу месяца...
Каждая из этих пьес не только доставит удовольствие юным пианистам, но и принесет им большую пользу, разовьет их творческую фантазию, продвинет пианистическую технику.
Самое же главное, что привлекает всегда в этой музыке и тех, кто ее играет, и тех, кто ее слушает, - это тот от солнца идущий свет, которым светится все творчество Прокофьева. Я уверен, что, попав под живительные лучи этого света, юные музыканты сразу полюбят музыку Сергея Прокофьева, замечательного композитора, чье искусство несет с собой радость всем, кто с ним соприкасается, - и взрослым, и юношеству, и детям.
Д. Кабалевский (27
марта 1963 года)
Комментариев нет:
Отправить комментарий